Учитель-логопед осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии речи учащихся, препятствующих усвоению программы обучения.

Большинство детей, поступающих в  специальную школу   VIII вида, имеют речевые нарушения, а нарушения речи оказывают отрицательное влияние на развитие познавательной деятельности, формирование личности ребёнка, препятствуют его социальной адаптации. В связи с этим, в процессе обучения проводится целенаправленное систематическое логопедическое сопровождение обучающихся, что является неотъемлемой частью коррекционно-развивающей работы.

Целями логопедического сопровождения детей с ОВЗ в условиях специальной школы VIII вида, являются:

— расширение представлений об окружающем мире;

-формирование умений пользоваться речью как средством коммуникации;

— повышение самостоятельности в общении со сверстниками, взрослыми для дальнейшей успешной социализации.

Задачами логопедического сопровождения детей с ОВЗ являются:

— коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи детей;

— своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении детьми коррекционных общеобразовательных программ;

— разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов и родителей обучающихся.

Логопедическое сопровождение ребенка начинается с момента его поступления в школу и осуществляется в несколько этапов:

I этап логопедического сопровождения начинается со всестороннего обследования речи ребенка.   Все полученные данные обследования анализируются, сопоставляются и фиксируются в речевой карте. Краткий анализ данных обследования позволяет сделать прогноз и наметить пути дальнейшего логопедического сопровождения.

Со второй половины  сентября  по май осуществляется II этап логопедического сопровождения. Этот этап самый объёмный и значимый. В зависимости от поставленного диагноза строится дальнейшая   коррекционная работа, которая осуществляется на индивидуальных или подгрупповых занятиях.

Планируется направления и содержание индивидуальной и групповой коррекционной работы, методической работы на учебный год.

Проводятся индивидуальные и групповые занятия по коррекции выявленных нарушений.

Используются разнообразные формы, методы, приёмы и средства обучения.

Временные рамки III этапа – это вторая половина мая. На данном этапе идёт отслеживание динамики речевого развития детей (конкретного ребёнка). Повторная диагностика речевого развития по тем же методикам, которые были использованы на первом этапе логопедического сопровождения. Идёт отслеживание результатов, коррекционной работы, делается вывод об эффективности применяемых методик.

Существенным звеном в логопедическом сопровождении является совместная работа со специалистами: врачом школы, школьным психологом, учителями, социальным педагогом, воспитателями. Данное сотрудничество осуществляется на протяжении всех  этапов. С целью повышения эффективности логопедического сопровождения и соблюдения единого речевого режима на уроках и во внеурочной деятельности осуществляется коррекционно-логопедическая работа. Проводятся логопедические минутки, посещаются уроки у учителей начальных классов и учителей-филологов с целью наблюдения за детьми-логопатами, контролируется выполнение детьми индивидуальных заданий. Учителям и воспитателям предлагаются рекомендации по применению специальных методов и приёмов оказания логопедической помощи детям с отклонениями в речевом  развитии. На всех этапах коррекции отклонений в речи осуществляется взаимосвязь с педагогами школы-интерната; совместно с педагогами отслеживается изменение техники и качества чтения и письма,   готовится документация для школьного консилиума и  ПМПК.

Специфика логопедической работы в коррекционной школе обусловлена, с одной стороны характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями ребенка, с другой стороны — особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта. Наряду с общим недоразвитием речевой моторики у этих детей нередко имеются параличи, парезы речевой мускулатуры, аномалии в строении артикуляционного аппарата.

При регулярной, систематической коррекционно-логопедической работе к старшим классам, у большинства учащихся, коррекционных школ VIII вида происходит коррекция звукопроизношения, просодических компонентов речи (темп, ритм). Наблюдается положительная динамика в развитии активного словарного запаса, развитии связной речи, но грамматический и смысловой уровни развития речи не достигают нормы.

По результатам диагностики на каждого учащегося заполняются речевые карты, составляется индивидуальный план коррекционно-логопедической работы, выдаются рекомендации для учителей, воспитателей и родителей.

С учащимися проводятся групповые и индивидуальные логопедические занятия.

Учитывая быструю утомляемость, низкий уровень работоспособности, неустойчивое внимание, низкий уровень развития познавательного интереса и активности, склонность к охранительному торможению на логопедических занятиях проводятся  смены видов деятельности.

Содержание логопедического занятия включает в себя следующие направления:

1.      Развитие общих речевых навыков (дыхательная гимнастика, упражнения на развитие силы голоса, ритма, темпа, интонационной выразительность речи)

2.      Развитие общей моторики; координации движений (речь с движениями)

3.      Развитие мелкой моторики (массаж, самомассаж, пальчиковая гимнастика, пальчиковый игротренинг, работа с мозаикой, лепка, вырезывание, штриховка…)

4.      Развитие высших психических функций (внимание, память, мышление)

5.      Обязательный комплекс общей артикуляционной гимнастики. Индивидуальные комплексы артикуляционной гимнастики для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков. Постановка, автоматизация поставленных звуков.

6.       Работа над слоговой структурой слова.

7.      Развитие навыков звукового анализа и синтеза (от простого к сложному)

8.      Развитие лексики (обогащение активного словаря существительных, прилагательных, глаголов…)

9.      Развитие связной речи (простые, распространенные предложения, пересказ, составление рассказов по картинке…)

10.  Развитие грамматического строя речи

11.  Задания и упражнения направленные на профилактику или устранение дислексии и дисграфии.

12.   С учащимися младших классов проводится работа по развитию графомоторных умений, обучение грамоте.

13.   Совершенствование пространственно-временных ориентировок (на своем теле, в трех- и двухмерном пространстве, моделирование букв из палочек, из элементе букв, реконструкция букв, развитие мнемонических способностей и др.);

14.      Сохранение и укрепление здоровья обучающихся. 

Особенностью работы является максимальное включение анализаторов. Использование разнообразной наглядности (зрительное восприятие, тактильное восприятие предмета, кинестетические ощущения позы, положения…). Характерным является частая повторяемость логопедических упражнений, т.к. у учащихся коррекционной школы трудно, долго, тяжело формируются новые умения и навыки.

Часто мы сталкиваемся с тем, что в условиях логопедического кабинета, под контролем логопеда, учителя ребенок пользуется полученными умениями, но перенести эти умения в повседневную жизнь ребенок самостоятельно не может.  Возможен и рецедивирующий тип течения нарушения речи т.е длительные пропуски занятий, утрачиваются приобретённые умения и работа по устранению и коррекции речи начинается практически с самого начала.

В логопедическом кабинете школы созданы все необходимые материально-технические условия для осуществления коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда.

Дети, имеющие системное недоразвитие речи нуждаются в коррекционно-логопедической помощи и обучении. Ранние выявления нарушений речи и правильная организация коррекционной работы способствует предупреждению дальнейших отклонений в речевом развитии, в том числе и в формировании письменной речи. 

Таким образом, данные мероприятия благоприятно отражаются на здоровье учащихся, посещающих логопедические занятия. В целом, повышают эффективность логопедической работы. 

Программа по коррекции оптической дисграфии

Программа по коррекции акустической дисграфии

Программа по устранению дисграфии